Saturday, May 3, 2008

Гаяне Шавердян: НЛП как блеф и блеф об НЛП

В связи с последними событиями в Армении разговоры о нейролингвистическом программировании (НЛП) со стороны лиц, совершенно не знающих о чем говорят, или лиц, не имеющих достаточной подготовки в данной области, стала обычным явлением. Кто-то по известному телеканалу даже договорился до того, что обвинил выступающих на площади Свободы в использовании кодифицированных слов, которые, по его мнению, составляют не больше, не меньше, как слова: "отечество", "семья", "победим"…

Правильнее было бы вообще не обращать внимание на все это, но некорректное использование термина "НЛП" уже превратилось в некий род словесной "жвачки" и требует необходимого вмешательства, тем более, что никто из тех, кто огульно аппелирует к НЛП, толком не высказался по поводу того, как и какие конкретно техники НЛП применялись на площади Свободы.

Ситуация по поводу НЛП в Армении в точности напоминает анекдот: "Кто такой коммунист? Тот, кто читает Маркса. А кто такой антикоммунист? Тот, кто понимает в прочитанном". В случае же с НЛП, для того чтобы выражать об этом предмете мнение, недостаточно не только прочтения, недостаточно и понимания, потому что для того, чтобы реально представлять себе возможности и ограничения техники НЛП, необходимо иметь многолетний опыт психологической практики как с данной техникой, так и с другими методами работы с людьми. Представляется целесообразным, поэтому, предоставить общественности Армении некоторые основополагающие знания об НЛП. Мы намерены побудить читателей исчерпать имеющийся потенциал разума, чтобы распознать трюк, связанный с т.н. "волшебными" возможностями этой техники и употребляемый тогда, когда необходимо вконец замутить сознание. Но именно этого и добивались, но не добились создатели НЛП. "Нам неважно, - заявляют они, - что хочет сознание. Сознание глупо". К слову, весь опыт и интенция психологической науки направлены как раз на противоположное – на ясное, расширеннное и просвещенное сознание, которое является единственным путем разрешения не только психологических и психопатологических проблем, но и проблем социальных и политических.

Несмотря на то, что указанная психотехника носит претенциозное название "нейролингвистическое программирование", она до сих пор не имеет научной базы для объяснения ее отношения, как к мозговым нейронным связям, так и классической лингвистике, а эффективность программирования более, чем сомнительна. Да и сами создатели НЛП этого не отрицают: "В целях научной респектабельности мы специально придумали сложный термин, чтобы заниматься чем угодно", – заявляют они. В действительности НЛП представляет собой всего лишь набор примитивных положений под видом сложной терминологии, которые ввиду магического "флера", напущенного создателями техники, привлекают к себе интерес широких масс неспециалистов. Это - просто хорошо раскрученная торговая марка, приносящая создателям и распространителям доход, но эта техника имеет довольно ограниченные возможности влияния на психику отдельного человека, а тем более на массы людей. Главное же заключается в том, что НЛП не имеет отношения к науке. С НЛП в точности произошло то, что часто случается в жизни: ничтожествам, которые наряжаются наспех сворованными у кого-то мыслями и которые там-сям тыкаются, удается затесаться в околонаучных кругах и даже разрекламировать себя. Р. Келтон в своей книге "А что можно сказать об НЛП?" доказывает, что НЛП нельзя считать наукой, поскольку наука четко определяет свой предмет, объект, опирается на научное исследование, а НЛП предпочитает ненаучный подход в изучении поведения человека. Кроме того, НЛП имеет собственную сеть практикующих специалистов и собственный порядок сертификации, не имеющий ничего общего с образованием в области психологии (к слову, сами создатели НЛП не были психологами: Дж. Гриндер был лингвистом, Р.Бендлер - математиком).

Многочисленные исследования по поводу эффективности, верификационности и надежности данной техники показали, что техника не выдерживает никакой критики. Так, не выявилось никакого соответствия между ожиданиями НЛП-тренера и результатами, полученными испытуемыми после прохождения курса НЛП, т.е. тренер попросту не знает, на что в данный момент направлено то или иное упражнение и на что оно влияет. Также экспериментально проверялось соответствие основных техник НЛП тому методу психотерапии (эриксонианский гипноз), на котором они основаны, но и это соответствие не подтвердилось. Кстати, сам М. Эриксон выразился об основателях НЛП следующим образом: "Они думают, что взяли жемчужину, но ухватили пустую раковину ".Американский Национальный Исследовательский Совет в своих многочисленных исследованиях не смог выявить никаких достаточных данных в пользу практической эффективности НЛП, и не добился даже сжатого изложения его основной теории. А. Берштейн (Beyerstein) привел обширный анализ литературы по НЛП, где указал на расплывчатость формулировок, неоднозначность предположений, несоответствия целей и средств их достижения. Причины такого несоответствия, по мнению автора, кроются в тех положениях, на которых они основаны, и которые зачастую антагонистичны друг другу, т.е. в НЛП отсутствуют логические теоретические обоснования. Негативными для НЛП оказались результаты исследований по основным его прикладным положениям: взаимные корреляции между поведением субъекта и системами восприятия, репрезентативность учета модальности восприятия, связь между языковыми паттернами и поведением и пр.

Основатели и последователи НЛП начинают свои семинары словами: "Все, что мы собираемся вам здесь сказать - это ложь. Поскольку у вас нет требований к истинным и точным понятиям, на этом семинаре мы постоянно будем вам лгать. Между точными и другими учителями существует лишь два различия. Первое: мы на наших семинарах в самом начале предупреждаем, что все, что мы скажем, будет ложью, а другие учителя этого не делают. Большинство из них верит в то, что провозглашает, не осознавая искусственности своих утверждений. Второе отличие состоит в том, что, если, не осознавая искусственности, вы будете действовать так, как будто наши утверждения действительно истинны, то убедитесь, что они работают". Возвращаясь к ситуации в Армении, получаем примечательную картину, а именно - что те, кто пытается убедить, что со стороны оппозиции было эффективно применено НЛП и в силу этого народ Армении выразил беспримерный за последние 20 лет протест, провозглашают ложь "в квадрате". Потому что, во-первых, не стоило бы "действовать так, как будто эти утверждения действительно истинны", если о ложности положений НЛП предупреждают сами основатели НЛП, и, во-вторых, объяснять сложнейшие социально-политические и социально-психологические явления в Армении с точки зрения эффективности НЛП при условии, когда научное сообщество ставит эффективность НЛП под сомнение. А чтобы ни один горе-специалист не сотворил тайну из этой лжи, а также чтобы эти примитивные по своей сути техники не представлялись бы неким волшебством, мы предлагаем общественности познакомиться с основными техниками НЛП.
Отметим прежде, что техники НЛП задумывались как способ психотерапевтической работы, ограниченной рамками психотерапевтического кабинета, и, невзирая на амбиции некоторых НЛП-технологов повлиять на широкие массы людей, до сих пор считаются одной из форм простейшей суггестивно-релаксационной психотехники, направленной на ослабление отдельного симптома. К примеру, если у пациента имеется вызывающая тревогу картина опыта, то его просят в своем воображении затемнить эту картину, а рядом создать яркую картину какого-либо другого события, которое вызывает радостную надежду. Тем самым сознание тревожного пациента на время отвлекается от тревожного раздражителя и испытывает некоторое расслабление. Подобный эффект дает также таблетка транквилизатора или, например, полюбившийся одним из телеканалов релаксационный тренинг на тему: "Ваши руки теплые, ноги теплые, у вас нет никаких проблем, вы не должны испытывать стресс ни по какому поводу и пр". Как в последнем случае, так в случае с НЛП ни о каком кардинальном решении какой-либо проблемы не может быть речи. Психологические и психопатологические проблемы разрешаются совершенно иными, во всем противоположными НЛП путями. Это – серьезная работа на уровне личности, которая имеет дело с сознанием и самосознанием, и не то, чтобы осуществляет сомнительные попытки вложить в подсознание человека какие-либо содержания, а извлекает из тьмы подсознания все, что этой личностью набрано. Создатели и последователи НЛП, напротив, полностью игнорируют и даже ненавидят насущные проблемы психологии: содержание опыта личности, развитие индивидуальности, проблемы экзистенции, смысла жизни, способы расширения, просветления и укрепления сознания, аналитический и правдивый взгляд на душевные, социальные и политические явления.

Итак, поговорим об основных техниках нейролингистического программмирования


Субмодальность – таким непонятным термином называется в НЛП простейшая вещь, заключающаяся в том, что впечатления жизни или информацию человек воспринимает тремя способами: визуально, т.е. через цвет, размер, яркость и пр., аудиально, т.е. через высокий или низкий тембр голоса, тональность, четкость, прерывность звука и пр, и кинестетически, т.е. через движение, давление, протяженность и пр. Каждый из этих способов для данного человека может быть преобладающим. Предлагая человеку изменить впечатление в рамках той же субмодальности, например, в случае визуальной субмодальности накладывать розовый цвет на зрительный образ гнетущего впечатления, можно изменить "программу" отношения к этому впечатлению. При этом строго оговорено одно обстоятельство, которое в физиологии головного мозга не нашло подтверждения: субмодальность определяется только вследствие движений глаз, иначе говоря, ее можно определить только наедине с человеком, внимательно следя за его глазными движениями. Вот почему первым и основным принципом техники НЛП является обратная связь, при которой создается возможность следить за реакциями и движениями человека. Однако нлписты-ловкачи, жаждущие сорвать куш у тщеславных политиков, убеждают их использовать указанные "кодифицированные ключи" цвета, движения или акцентов в их публичной речи, т.е. попросту произносить слова, адресованные к глазам, ушам и к двигательным каналам. А поскольку в массах людей найдутся люди с преобладанием какого-либо из этих трех "ключей" – визуальных, аудиальных или кинестетических, то предлагается использовать все "ключи", чтобы найти доступ ко всем людям. Это они называют "полимодальностью" и мнят, что этим они используют что-то шибко умное и сверхсекретное. В рамках такой логики, если политик, например, употребляет выражение "Вперед, Армения", то он использует кинестетический ключ (движение), если при произнесение этих слов он повышает голос, то использует аудиальный ключ (тембр), если говорит, например, "Нельзя все очернять" , то использует визуальный ключ (цвет). Как видно, независимо от того, какому политическому деятелю можно приписать применение этой техники, подобные приписывания не более, чем абсурд.

Присоединение. В терапевтическом кабинете присоединение или подстройка касается того, что терапевт присоединяется или подстраивается под голос, жесты или даже дыхание пациента и принимает во всем позицию собеседника. Поскольку присоединение невозможно осуществить в случае массы людей, то принятие позиции собеседника предполагает, что выступающий должен говорить то, что люди хотят слышать. Эта древняя и естественная установка любого человека, имеющего дело с аудиторией, возведена здесь в ранг техники. Вот почему здравомыслящие психологи критикуют НЛП за то, что нлписты выдают за открытие тот механизм, который интуитивно использовался ораторами на протяжении многих тысяч лет, а именно простейший учет ситуации, времени, темы, готовности и потребностей аудитории. Если оратор не берет себе в толк, что аудитория хотела бы услышать и почему-то такого оратора с легкостью посылают "на мыло". Пожалуй, только один человек не все учел. Это - Насредин. Однажды он вышел перед народом и спросил: "Вы знаете, о чем я буду с Вами говорить?" "Не знаем", - ответили люди. "Если не знаете, о чем мне с Вами говорить!", - сказал Насредин и ушел с площади. На следующий день он пришел на площадь и снова спросил народ: "Вы знаете, о чем я буду с Вами говорить?" "Знаем", - ответили люди. "Если знаете, что уж с Вами говорить", - сказал Насредин. На третий день, после того, как Насредин снова задал им тот же вопрос, народ, посовещавшись, решил ответить, что одна половина знает, о чем будет говорить Насредин, а другая – нет. "Теперь, - сказал Насредин, - пусть та половина, которая знает, расскажет об этом той, которая не знает". Очевидно, что прежде чем обвинять выступающих на площади Свободы в том, что они, совершенно не подозревая об этом, использовали технику "присоединение", стоило бы задуматься над причинами того, почему собравшийся на площади народ захотел услышать то, о чем им было сказано в известные февральские дни. Само собой разумеется, что к НЛП это имеет никакого отношения.

Якорение – техника НЛП, по примитивности не уступающая остальным и состоящая в том, чтобы выработать у человека условно-рефлекторные связи по типу "собаки Павлова", которую перед каждым кормлением раздражали светом, звуком и пр., и, наконец, вызывали слюноотделение в ответ на раздражитель. Как и в предыдущих случаях "якорь" можно ставить только в пространстве, ограниченном общением нлпист-пациент. Например, гнетущие и вызывающие печаль мысли можно "якорить" тем, что пациент своей рукой касается левой руки нлписта (эмоциональный минус), а радостные мысли – правой руки (эмоциональный плюс). Повторяя эту процедуру многократно, одним только касанием правой руки терапевта у пациента временно можно создать хорошее настроение. Особую заботу некоторых, размышляющих на тему митингов на площади Свободы, вызывали музыка. Хотя подобная логика воспринимается с трудом, но, очевидно, предполагалось, что звучащая там музыка, как в случае с "павловской собакой", закрепляет условный рефлекс: "таш-туш - Левон" или "Левон - таш-туш". Но, во-первых, на площади не звучала музыка с валентностью "минус", что составляет важное звено якорения, во-вторых, якорь ставится на основании того принципа, что только зафиксированное новое, отдельное, сугубо телесное ощущение вызывает изменение в мыслительной установке. Наконец, если бы указанная техника была столь эффективна, наверняка другие политические деятели также эффективно ее использовали бы. Достаточно представить такую возможность, как выводы не заставят себя ждать.

Рефрейминг или переопределение – так назвается изменение в бессознательном какой-либо программы или содержания, например, мыслей, чувств, суждений, установок или набора убеждений (так называемых пресуппозиций). Изменение это происходит в основном за счет того, что это содержание ставится в другой контекст. Например, пациентку с манией чистоты просят представить, что она живет в абсолютно чистом доме, но в гордом одиночестве. Пережив в воображении ужас от одиночества, она тем самым изменяет свое отношение к чистоте в доме, т.е. когда установка к чистоте ставится в другой контекст или рамку (фрейм), в данном случае, в рамку одиночества, она уже не придает прежнего значения чистоте, переопределяет свое отношение к проблеме чистоты. Греющие руки на политике российские нлписты советовали Б. Ельцину в своей новогодней речи 1996 г. сказать: "Не все у нас получилось, но в будущем году мы постараемся осуществить… ", т.е. чтобы настоящая неудовлетворительная ситуация была бы поставлена в контекст будущего времени, отчего контекст настоящей ситуации расширится и она будет восприниматься более удовлетворительно, т.е. перепрограммируется. Хотелось бы, однако, попросить подобных консультантов-имиджмейкеров назвать имена тех политиков, которые в своих речах обошлись без аппеляции к будущему времени - Ленин, Сталин, Хрущев и все остальные без исключения во всем мире и во все времена? Каждый политик просто обязан объявить: "сделаем, исправим, разрушим стену недоверия, построим сильную страну и пр.". Здесь даже нет намека на примение техники, а есть здравый смысл. А может кто-то считает, что Левон Тер-Петросян так ловко применил технику рейфреминга, что у всех собравшиеся на площади сформировалась негативная установка по отношению к властям? Но тогда надо по меньшей мере доказать, что до рефрейминга собравшиеся имели к ним позитивную установку. А то, что прежняя негативная установка к нему самому сменилась на позитивную, так это заслуга не только его самого. В изрядной степени это - "заслуга" психологически неграмотной политики провластных каналов телевидения, но уже не по типу НЛП, а в соответствие с другими сугубо рациональными механизмами. Так что и в случае данной техники НЛП концы с концами не сходятся.
Не сходятся они в отношении других, вспомогательных техник НЛП, а также всего остального, связанного с якобы магическими влияниями, имевшим место в февральские дни. Так, тем, кто говорит об элементах шаманско-зомбирующего влияния, следовало бы знать о факте, отмечаемом всеми исследователями, а именно, что об элементах шаманизма бессмысленно говорить вне контекста традиционной культуры, вне определенного типа психической конституции и особых форм религиозного сознания. Очевидно, говорящие, а точнее заикающиеся о шаманизме, путают армянский народ с тувимским, якутским или тунгусско-маньчжурским народами. Не менее путанно приводятся аналогии с гипнозом, сектанством и рок-музыкой. Первым хотя бы необходимо знать из школьной психологии, что гипноз есть искусственно вызванный сон, т.е. фактическое освобождение от тела, и что важно различать понятия "гипноз", "внушение" и "убеждение". Вторым следовало бы понять, что сектантство основано на отказе от индивидуального понимания именно духовных истин, которые между тем единственно и должны пониматься индивидуально, без каких-либо посредников, кроме расширяющей сознание и познание культуры. Напротив, социально-политические проблемы должны решаться демократически, так, чтобы всем мыслящим гражданам страны было бы до них дело. Но именно в духе сектантства отказываться от любого вмешательства в обсуждение и решение социально-политических проблем, меж тем как в духе времени самому определять запрос собственной души по поводу этих проблем и принимать участие в решениях. Сектантство – отставший дух, пытающийся ответить на непоставленный вопрос, тогда как психологическая вовлеченность в процессы, которые происходят в стране и мире, является насущной потребностью души современного человека. Совершенно не случайно и крайне симптоматично, что сегодня даже буддийские монахи, которые всем своим существом живут и дышат духовной жизнью, которые, не в пример некоторым духовным санам, действительно умеют обходиться куском хлеба и крайне гигиенично относиться к проблемам пола, показывают пример мужественной социальной активности.

Что касается рок-музыки, то и здесь следовало бы не смешивать все в общую кучу и строго различать рок-музыку с повторами сверхгромких, регулярных и укороченных ритмов и рок-музыку с умеренной громкостью и художественным выделением музыкальных составляющих; рок-музыкантов с сатанинской символикой, отрицательно влияющих на психическое и телесное здоровье слушателей, отрезающих их от внешнего мира и своего "Я", от рок-музыкантов, побуждающих к осознанию самого себя, смыслов своей жизни, своего места в обществе, к размышлению о том, что происходит в стране и мире. Мы уже не говорим о различении возраста, психологических особенностей аудитории, о различении мотивации, с которой идут на рок-концерт и митинг, но главное: в какую голову могла прийти мысль идентифицировать воздействие некоторых строго специфических рок-ритмов, которые вызывают нарушения психических функций и разрывают связи с народом, национальной культурой и ценностями, с ритмами народной песни и пляски, которые несут оздоравливающий психику позитив и укрепляют чувство принадлежности к народу и стране? Чтобы не соблазняться на дальнейший анализ такой "головы", остановимся на этом.

В последнее время мы не раз слышим о некой страшной "барабашке", которую называют психологической диверсией, но именно те, кто мыслит и говорит о психологических категориях апроксиматично, смазанно, расплывчато и сбивчиво, оказывают властям "медвежью услугу" такого масштаба, которую только и можно сравнить с "диверсией " в фигуральном, а не военно-разведовательном смысле. Психологические явления имеют характер четких научных закономерностей, поэтому самые сложные, болезненные и даже кровоточащие проблемы нужно понимать и разрешать профессионально и так, чтобы без устали направлять свои рассуждения в русло науки и разума, а добытые на этом пути истины предоставлять в помощь политикам, от которых на данный момент времени зависит судьба страны. А воспользуются ли политики этими истинами или нет – это не столько вопрос судьбы страны, сколько вопрос судьбы самих политиков. Судьба Армении отмеряется не данным моментом времени, но вечностью.

В нашей душе существуют психологические реалии, которые не зависят ни от власти, ни от исхода политических конфликтов. Вне зависимости от того, кто стоит или будет стоять у власти, если бодрственное сознание неуклонно стремится к истине, то ему не станет помехой не только надуманная магия, но и магия настоящая, которую не так легко распознать и которая требует самого серьезного анализа с привлечением всего культурно-исторического опыта развития человеческой мысли. Определенно можно сказать одно: всякое зло находило и находит себе опору в двух мощнейших феноменах психической жизни. Это - ложь и страх. Именно они в различных и множественных своих модификациях ведут человека к внутренней несвободе.
С другой стороны, как бы странно и даже страшно это не звучало, именно их преодоление укрепляет психические силы, делает душу зрелой и ведет к внутренней свободе, которая должна опережать и предварять любую свободу внешнюю. Вот почему можно задыхаться от несвободы даже на свободе и, наоборот, испытывать чувство внутренней свободы даже в условиях внешней несвободы. Для первого утверждения более, чем достаточно примеров предоставляет практика психологии, для второго утверждения - история. Подобно тому, как наши внешние проблемы, в конечном счете, являются естественным следствием наших внутренних психологических проблем, так и наша внешняя свобода - лишь следствие свободы внутренней. Последняя же с великим трудом обретается путем энергичного, индивидуального и самостоятельного поиска истины, в точном соответствии со словом Христа: "Познайте истину и истина сделает Вас свободными".


Гаяне Шавердян - доктор психологических наук, профессор

armtoday.info

No comments: