
Судя по некоторым социологическим опросам часть граждан Армении продолжает жить ожиданиями, что новое правительство страны проведет какие-то значительные изменения в стране. Правда, основная масса граждан (по тем же опросам) не только не ожидает ничего хорошего, но и имеет серьезные претензии к действующим властям Армении. И тем не менее, войдя в шкуру политически толерантных оптимистов, хочется приглядеться к трубящим о готовности провести "реформы второго поколения" государственным мужам. Ведь необоснованный оптимизм лишь может усугубить положение в стране, тем более, если кто-то имеет желание в очередной раз злоупотребить остаточным доверием людей.
В этом смысле, остается лишь внимательно приглядеться к тому, кто и чем занимается в системе власти в эти сложные дни. Как кажется, такого взгляда было бы достаточным, чтобы составить представление о мотивах и планах " новой-старой" власти Армении. О вездесущем пророке Галусте Саакяне (заместитель председателя правящей – Республиканской партии) и ему подобных говорить не стоит – эти по прежнему заняты подгонкой перспективы развития Армении под свои желания. Присмотримся лучше к " перспективным" кадрам и заявленным программам, тем более, что новое правительство уже успело заявить о своих намерениях превратить Армению в региональный центр по всем возможным направлениям – финансовом, информационном и пр.
Здесь пищи для размышлений предостаточно. Пока что сформировавшие правительство новые власти Армении развернули информационную кампанию с целью убедить общество в своих намерениях радикально изменить ситуацию в стране. Несомненно, чувствующие неприязнь общества высшие должностные лица всеми путями желают отвлечь внимание общества от последствий прошедших президентских выборов и сконцентрировать его на себе. Занимающий пост президента Армении Серж Саркисян не прекращает усилий по навязыванию своей персоны стране и миру.
Премьер Тигран Саркисян, видимо, понимая сложность положения своего шефа уже более месяца в присутствии теле-камер проводит на арене правительства воспитательно-пропагандистскую работу с той же целью – повысить интерес общества к правительству. В основном, ставка делается на идеологическое обоснование (точнее, оформление) грядущих перемен. Смесь религиозно-либеральной фразеологии призвана подчеркнуть особую интеллектуальность нового премьера страны.
Параллельно, в стране продолжаются репрессии против оппозиции, и происходит ухудшение экономического положения. Инфляция продолжается, а цены растут. Особых изменений не заметно в сфере политики. Никаких симптомов того, что власти намерены выполнить нависшие над ними требования резолюции 1609 ПАСЕ, не наблюдается. Не наблюдается и желание установить диалог с не прекращающей свою активность оппозицией. Почерк разговора провластных СМИ остается прежний. Посему заметно, что власти надеются на то, что в стране все рассосется само по себе. В любом случае, настрой властей на отстаивание своих позиций любой ценой и сколь угодно, проявляется со всей очевидностью.
Что ждет Армению при таком настрое властей, трудно представить. Может, действительно, возникший клубок проблем рассосется во времени? Мало ли что проглатывало общество Армении за прошедшие годы. Смотришь и 1 марта проглотит, тем более, что апологеты властей не перестают трубить о том, что народ Армении ничем, кроме денег и социальных проблем, не интересуется. Поскольку деньги из всего мира все же могут поступить в Армению, может что-то и изменится в лучшую сторону (то же, кстати, из очередных предвыборных прогнозов выше упомянутого Галуста).
Но в том-то и дело, что заявлениям и оценкам провластных политологов, социологов и пр., после прошедших президентских выборов трудно верят даже сами их авторы. Тем более, с трудом их словам верят все другие. Многим в последнее время стало ясно, что все эти прогнозы, оценки и анализы являются всего лишь изложением тех же затаенных желаний власть имущих. Еще не забылись несбывшиеся заявления о том, что армянский народ "не будет сидеть в платках", и то, что кандидат в президенты Тер-Петросян "совсем и не основной противник" кандидата от властей и "на площади Свободы не народ, а любители пиццы" и пр.
Время, средства и кадры на фабрикование таких пророчеств у властей всегда хватает. Это потом время расставило все на место: воочию проявился истинный потенциал и властей, и оппозиции. И только грубая сила оказалась единственным аргументом "незыблемости" властей. Да и то, с большой натяжкой: отстояв должности, лагерь провластных сил приобрел противника в лице всего общества. В итоге, в арсенале методов воздействия властей на ситуацию остались только силовые структуры и информационные источники. Все остальное оказалось растерянным или потеряло свое воздействие.
Стало ли все это уроком для власть имущих? Судя по всему, правящая элита не совсем обеспокоена указанным обстоятельством. Если не так, то трудно понять ее действия в пост-выборный период. Правда, руководителем нового правительства вдруг оказался не совсем "свой" Овик Абрамян, но не заметно, что у кого-то возникло желание повысить дееспособность этого правительства. Одни знакомые лица и те же знакомые принципы распределения министерских портфелей – должность за политическую поддержку. Все те же дашнаки и те же погоревшие оринацовцы. Как будто, такой моральной поддержкой положение властей облегчится, а общество побежит кланяться новому премьеру или какому-то министру. Бесценный Овик Абрамян тоже, кстати, в тень ушел не для того, чтобы отсиживаться там – уже сулят ему пост спикера Национального собрания. Даром что государственные законы не любит.
Это гражданам Армении кажется, что привлечение высоко профессиональных кадров лишь повысит авторитет новых властей. Занимающему пост президента Армении Сержу Саркисяну, видимо, проблема укрепления собственной власти видится несколько иначе. Рост недоверия общества к властям, видимо, в высших эшелонах мало кого интересует. Менталитет армянских политиков таков, что главной проблемой властей является не овладение способностями завоевать симпатий общества, а умение подавлять претензии общества. По крайней мере, об этом свидетельствуют все телодвижения власти. А способность подавлять зависит лишь от одного обстоятельства: сплоченности и послушности вертикали власти. Все очень просто.
Указанное видение проблем власти и методов их решения, несомненно, порождают соответствующий подход к кадрам и госструктурам. Вот здесь и можно быстро убедиться в сказанном выше. Видимо, Армения подошла к черте, когда высшим властям не нужен даже бюрократический аппарат. Попросту, время требует более упрощенной структуры управления – репрессивной машины. Не надо быть специалистом, чтобы заметить факт полного безразличия ответственных лиц высшего эшелона к фактору компетентности госчиновника. Приоритет отдается несколько иным качествам. Несомненно, именно в последних качествах усматривается сила властного лагеря.
Возьмем, к примеру, недавнее назначение совершенно неопытного Армена Даниеляна (племянник министра юстиции) на пост заместителя генерального прокурора Армении. За какие заслуги и какие качества эта важная должность в столь сложный период государственной жизни предложена этому человеку? Ясно лишь то, что не за профессиональные качества. Тогда за что еще? Или же назначение философа Мгера Шахгелдяна главой МЧС. Сей муж из обтрепанной и видавшей виды "Оринац Еркир" интеллигентен и на этом, пожалуй, его качества исчерпываются. И трудно представить, как он будет руководить людьми, которые поистине в своем деле профессионалы. Ничего утешительного невозможно сказать и об оринацовце – министре транспорта Гургене Саркисяне, который был руководителем Государственного регистра Армении. Да и сам глава ОЕ Артур Багдасарян, ныне чинно восседающий в кресле секретаря Совбеза, никогда ранее не блистал своим видением проблем безопасности Армении, зато был назван предателем вторым президентом Робертом Кочаряном за связи с британскими дипломатами.
Говорить о министрах от АРФД не очень хочется… Одно нежелание бывшего журналиста Агвана Варданяна, занимающего долгих пять лет пост министра труда и социальных вопросов, общаться ныне с журналистами и отвечать на вопросы об ухудшающейся день ото дня социальной жизни граждан, говорит о многом. Единственное чем запомнился дашнакский министр гражданам - это введением обязательной системы соцкарточек и последующим за этим скандалом, который завершился решением КС о том, что гражданин сам выбирает, иметь ли ему соцкарточку. Да и еще, раз уж речь зашла о заслугах министра, укажем один нюанс зять Агвана Варданяна – министр юстиции.
Оставим министров… Бросим взор на помощников и советников нового президента Сержа Саркисяна. И здесь к сожалению особо сказать нечего. Бывший глава Единой либерально-национальной партии (МИАК) Армении, брат шоумена Гарика Мартиросяна Левон Мартиросян давно крутится вокруг Саркисяна. Злые языки утверждают, что и его рука присутствовала в предвыборной кампании будущего президента. Назвать хоть как-то профессиональной эту самую пиар-кампанию вряд ли решится даже самый провластно мыслящий человек. Однако, это не помешало Левону Мартиросяну быть назначенным помощником главы государства. Ничем профессиональным не отличался до сего дня и будущий пресс-секретарь главы Армении, ныне его референт Самвел Фарманян, за которым уже давно и основательно закреплено обозначение "перебежчик". Сей юный деятель весьма амбициозного склада успел перебежать из стана нынешнего секретаря Совбеза Артура Багдасаряна в МИАК и ныне будет заниматься пиаром президента и государства. Думается опыт, приобретенный в разгроме Артура Багдасаряна на страницах местных СМИ, будет Фарманяну в помощь, однако прибавляет ли это профессионализма?
И справедливо встает вопрос - какие реальные функции навешаны на этих назначенцев, если аспект профессиональных навыков был игнорирован?
Ответить на этот вопрос не совсем легко. Ведь кажется, что даже шкурный интерес высших должностных лиц в настоящий момент должен их вынудить опираться на опытных специалистов (не секрет, что безропотными могут быть и квалифицированные кадры). В конце концов, в оппозиции к ним ныне стоит жесткий и опытнейший политик-профессионал, который уже успел один раз загнать власть в сложную ситуацию. Бороться с таким противником, при том, получившим широкую поддержку граждан Армении, отнюдь нелегко. Однако, лидеры властей неугомонны. Даже откровенные проколы не способны изменить их священный принцип подбора кадров.
Помнится, еще в предвыборный период власти не нашли ничего остроумного, кроме как выставить против набирающего тогда обороты Левона Тер-Петросяна бывшего командующего карабахской армией Самвела Бабаяна. Что из этого получилось, видели многие – Бабаян вовремя успел спрятаться там, откуда вышел на арену политического противостояния. Хотя эта авантюра дорого стоила и его имидж и самим властям.
Возникает познавательный вопрос: кто мог предложить Сержу Саркисяну такую нелепую технологию? Ведь даже "коту было бы ясно", что с противником надо говорить хотя бы на уровне его интеллекта. Остается лишь предположить, что если директором Института стратегических исследований при президенте Армении является такой "специалист высокого класса", как Гарник Исагулян, то подобные технологии тогдашнему кандидату от властей спокойно мог предложить любой из его окружения, даже служебный водитель. Вряд ли Институт стратегических исследований мог предложить более эффективную технологию. Что и говорить о родном Сержу Саркисяну армейском аналитическом центре под руководством "гиганта мысли" – известного Шмайса (ныне депутат А. Мовсисян). Если помнится, именно он занимал пост руководителя этой службы армии при министре обороне Серже Саркисяне.
Какая логика приводит на столь ответственные (все же, государственные!) должности людей с иными (чем требуется по штату) понятиями о жизни? И какой от них толк назначающему их начальнику? Непостижима эта логика. Стоит ли лишний раз повторять, что госструктуры интеллектуального уклона могут финансироваться сколь угодно роскошно. Но какую-то отдачу они могут дать лишь при условии укомплектованности специалистами. Если нет специалистов, то не зачем тратить деньги. Отсюда и возникает вопрос: зачем власти Армении вообще содержат аналитические структуры? Если не ошибаемся, их в Армении целых три – "Нораванк", Институт военных исследований, и указанный институт при президенте.
В любом нормальном государстве власти не могут функционировать без серьезной и разветвленной исследовательской базы. С такой интеллектуальной базой действующая власть может остановить пыл любого оппозиционного противника и избегать ситуаций наподобие той, что возникла в Армении 1 марта 2008 года. Возможно, в Армении тоже кто-то понял необходимость подобных институтов. Но ситуация, при которой деньги предоставляются, а специалисты не выискиваются, делает эти структуры бессмысленными. Надо лишь признать, что власти Армении не связывают с подобными структурами ничего серьезного.
Тогда, очередной вопрос: а где и в чем усматривается серьезность? Ведь, как бы не игнорировали власти Армении степень сложности своего положения, не столь они глупы, чтобы не понимать опасность бездействий. Значит, сферу серьезного в понимании властей надо искать в ином месте. В этом смысле, как ни печально, надо вернуться к началу статьи и убедиться, что власти Армении в вопросах обеспечения своих позиций надеются лишь на механизмы шантажа, репрессий и подкупа. А функционирование власти на этих механизмах менее всего нуждается в интеллектуальных ресурсах. По крайней мере, так думают власти.
Но, ннаверное, не все. Что в самой структуре власти имеется хорошее понимание возникших у нее проблем, заметно уже из поведения и оценок некоторых несомненно интеллектуальных членов властного лагеря. Скажем, депутат и бывший министр юстиции Армении Давид Арутюнян, или омбудсмен Армении Армен Арутюнян, в открытую критикуют пагубные для государства повадки нынешних властей. И неслучайно, что подобные редкие кадры-интеллектуалы, как правило, не только объявляются "самыми неудачными кадрами", но и держатся по дальше от ключевых должностей. И это совсем неслучайно – людей с “инородной" государственной философией никто не подпустит близко к выработке политики высшей власти.
Близко стоят те, для которых власть есть "машина насаждения страха". Каким образом отражается такая философия власти на силовых структурах страны, видно воочию. Эти структуры все более вырождаются в "группы захвата". Можно ожидать, что и там скоро появятся соответствующие подобному функциональному назначению кадры. Видимо не случайно, что до сих пор не назначены руководители ключевых силовых ведомств – думают, наверное, шефы о том, как бы не ошибиться.
Но если по силовым структурам все более-менее понятно, то странным является состояние дел в информационных структурах государства. Именно при взгляде на эту сферу фантазия любого наблюдателя иссякает. Казалось, любая методология подавления обязательно требует специальной информационной машины. Опыт всяких тоталитарных режимов подсказывает, что ни одна репрессия невозможна, если обществу предварительно не внушена правомочность действий властей. Видимо, что-то поняли и руководители Армении, узурпировав у всех право на контроль за телеканалами.
Но как приглядишься к этим телеканалам, становится ясным: ничего больше того, как положить право на информационную экспансию в карман власти Армении так и не поняли. Скорее всего, для властей важнее лишить общество возможности свободно говорить, чем самим вести курс на отстаивание своих (о государственных не говорим – неудобно как-то) . В противном случае, невозможно понять, почему взявшие контроль над СМИ власти не оснащают информационную машину высоко квалифицированными кадрами? Ответ может быть следующий: нет необходимости в этом.
А может прекратить гадалки и признаться сразу в том, что некомпетентность по всему телу государства порождается некомпетентностью самих верхов. Была бы компетентность, не было бы и надобности создавать машину репрессий. Все остальное – следствие. Так что, оптимистам иногда надо задуматься и над этим аспектом сложившейся в Армении сложной ситуации. Иногда попросту зло порождается вопиющей некомпетентностью. Если не так, то пусть оптимисты докажут обратное.
Севак Маркарян
armtoday.info
No comments:
Post a Comment